Центр «Зотов». Выставка Начало

27.03.2023

Центр «Зотов» представил свой первый проект — выставку «1922. Конструктивизм. Начало». Открытие яркое, мощное и сопровождающееся такой ударной просветительской программой, включающей кинопоказы, концерты солистов musicAeterna, лекции, что интерес к новой институции гарантирован.

Центр «Зотов»

Интересующимся, кем был Зотов и почему центр конструктивизма носит его имя, следует обратиться к истории здания. Культурное пространство расположено в помещении хлебозавода № 5, ставшего первым московским предприятием, где была использована кольцевая конвейерная система, которая автоматизировала процесс выпечки хлеба. Массовое строительство таких заводов организовал будущий нарком пищевой промышленности Василий Зотов. Завод получил его имя, а при реконструкции памятника конструктивизма с особым вниманием отнеслись к каждой детали, возвращая зданию не только интерьер, но и название. Пространство всех четырех открытых этажей оказывает сильное впечатление само по себе. Заполнить его произведениями искусства и не разрушить этот эффект было основной задачей архитекторов команды Сергея Чобана, ответственного за проект. Выбранный способ экспонирования — полупрозрачные передвижные ширмы белого цвета — позволил представить широкий спектр художников, принявших активное участие в культурной повестке 1920−х годов.

Центр «Зотов». 4−й этаж
Центр «Зотов». 4−й этаж

Первый этаж экспозиции призван поставить вопросы, кем были конструктивисты до конструктивизма, кто их окружал и как у художников возникла идея отказа от станкового искусства. Зрителя встречают рисунки Казимира Малевича к опере «Победа над солнцем», одному из самых ярких проявлений утопического мышления авангардистов. Это же настроение развивает лозунг, когда-то выведенный конструктивисткой Варварой Степановой на живописном плакате: «Будущее — единственная наша цель». На выставке он украшает один из белых пилонов, ритмично расставленных в пространстве для создания дополнительных акцентов. Устремленность в будущее действительно определяла деятельность художников в 1910–1920 годы. Промышленное развитие и научные открытия позволяли верить, что прогресс во всех сферах неизбежен и необходимо искать новые способы отражения меняющегося мира. Одним из этих способов стал кубизм, позволявший увидеть предмет в круговом обороте с разных ракурсов и даже изнутри, другим — поиски в области геометрической абстракции. Малевич, Суетин, Чашник, Вильямс, Никритин и Редько никогда не объявляли себя конструктивистами, более того, супрематистов традиционно считали соперниками и конкурентами последних. Однако все эти художники впервые послереволюционные годы пытались построить новый идеальный мир, буквально придумать, как он может выглядеть и кто его будет населять.

Поиски в области биомеханики, реализованные в театре Всеволодом Мейерхольдом, предвосхитили рисунки Степановой и Родченко, изучавших устройство человеческого тела в движении. Эль Лисицкий в своем видении пошел еще дальше, создав знаменитые «фигурины», механизмы, которые, по его замыслу, становились главными и единственными действующими лицами обновленной версии «Победы над солнцем». Члены группы проекционистов Климент Редько и Соломон Никритин сосредоточили внимание на личности нового художника и проблеме восприятия искусства.

Естественно, быт нового человека должен был строиться совершенно по иным законам и быть заполнен предметами многофункциональными и практичными. Собственно, конструктивизм как раз и возник из-за диктуемой суровой реальностью 1920−х годов необходимости от утопических абстрактных идей перейти к конструированию, которое, конечно же, тоже оказалось весьма утопичным. Родченко, Степанова, Попова, Веснин и Экстер осенью 1921 года организовали последнюю художественную выставку графических и живописных работ «5 Х 5 = 25», в машинописных каталогах которой объявили об отказе от создания произведений искусства и переходе к конструктивистской деятельности.

Могли ли представленные ими на выставке картины и рисунки отразить суть конструктивизма или, скорее, они были прощанием с живописной абстракцией? Лучшим ответом на этот вопрос мог бы стать знаменитый триптих А. Родченко «Красный. Желтый. Синий», представлявший собой три холста, равномерно (без единого следа мазка) покрытые краской соответствующих цветов. Увидев этот объект, критик Николай Тарабукин выступил в Институте художественной культуры (ИНХУК) с докладом под названием «Последняя картина написана». Временная дистанция позволяет нам сравнить произведения Родченко и показанную на выставке работу из серии «Линиизм» в том числе с объектами художников-минималистов и кинетистов 1960−х годов и даже отчасти оспорить оценку современника создания триптиха.

Написанным конструктивистами картинам не суждено было стать последними произведениями станкового искусства, но они были первыми, раздвинувшими границы творческой деятельности и действительно показавшими, как искусство становится жизнью, а жизнь искусством. Именно это станет ключевой темой для художников XX–XXI веков, которые через создание объектов, тотальных инсталляций, перфомансов будут пытаться перейти ту грань, которую смогли преодолеть их предшественники в 1922 году.

Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Часть 2. Глава «Повторение пройденного». 1923. Государственный музей В. В. Маяковского

ГЭКТЕМАС. Биомеханика. Групповое упражнение «Выстрел из лука». Артисты Р. Генина, И. Хольд, Л. Свердлин, З. Злобин. Фото Алексея Темерина. 1927. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Вера Мухина. Пламя Революции. 1922. Государственная Третьяковская галерея

Следующий этаж экспозиции посвящен как будто бы рассмотрению практических опытов начинающего свой путь конструктивизма. Наиболее ярко идеи бывших художников, провозгласивших себя инженерами, нашли в театре и кинематографе, что не удивительно, так как именно эти две сферы фиксируют жизнь наиболее объемно. На выставке показаны макет и эскизы к спектаклю Л. Поповой, фотомонтажи А. Родченко, иллюстрировавшие поэму В. Маяковского «Про это», а также первые попытки выхода в городское пространство. И снова необходимо оговориться, что далеко не все представленное в экспозиции, подходя строго с научной точки зрения, можно отнести к конструктивизму в его классическом понимании: малая пластика В. Мухиной и Б. Королева также как и эскизы украшения площади перед Эрмитажем к первой годовщине революции, разработанные Н. Альтманом, не входят в пантеон достижений конструктивистов, но они отражают дух времени и создают тот фон, на котором радикальность их идей звучит еще громче.

По поводу звуков сразу стоить заметить, что и этот аспект авангардистских поисков не ушел от внимания кураторов. Музыку, записанную первым ансамблем без дирижера «Персимфанс», можно послушать, рассматривая ноты и другие документы музыкальной жизни 100−летней давности. Можно также самим воспроизвести шумы с помощью включенных в экспозицию интерактивных объектов, позволяющих ощутить новое отношение к звуку, нашедшее свое отражение в знаменитой «Симфонии гудков» Авраамова, в которой предусмотрено было применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолетов и других «машинных» звуков.

Выставка дает многое для понимания широты понятия «конструктивизм». Собранные кураторами работы из музеев и частных коллекций представляют собой значительный пласт свершений того героического периода, когда зарождался этот метод, не архитектурный стиль, не художественное течение, не объединение художников, а именно метод работы, заложивший основу современного дизайна, как и ряда ярких течений современного искусства.

Текст: Ольга Муромцева, директор фонда U-ART