Выставка о Кафке и искусстве XX века в Еврейском музее и центре толерантности
Несмотря на то что все романы Франца Кафки, в том числе созданный на фоне Первой мировой войны «Процесс», остались неоконченными, писатель безнадежно точно описал испытания, предстоящие человеку в ХХ столетии: одиночество, абсурд, невозможность противостоять безличному пространству и государственному механизму
П о страхах и трагедиях своих героев, он предугадал появление тоталитарных систем в Европе в 1930-е годы, Вторую мировую войну и попытки человечества справиться с последствиями этих катастроф, вылившиеся в философию отчуждения и боли. Экспозиция прослеживает параллели между произведениями писателя, основными темами его книг и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия.
Кафкианский мир на выставке строится на раскрытии следующих понятий: одиночество, превращение, прозрачность, контора.
Одиночество
Это главная тема в произведениях австрийского писателя еврейского происхождения Франца Кафки. Три его незавершенных романа («Пропавший без вести», «Процесс» и «Замок») называют трилогией одиночества.
Нет одиночеству предела… Оно как дождь: на небе нет пробела, в нем даль морей вечерних онемела, безбрежно обступая города, и хлынет вниз усталая вода…
Р. М. Рильке. «Одиночество»
Превращение
Рассказ «Превращение» — самое известное произведение Франца Кафки. В искусстве XX века подобрать иллюстрации к этой фантасмагории оказывается невероятно легко: персонаж на пороге двух состояний, ощущение собственной непричастности к ходу событий, гротеск восприятия…
Проснувшись однажды утром от беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
Ф. Кафка. «Превращение»
Прозрачность
Героев Кафки роднит отсутствие дома. Более точно — пространства, в котором герой и вместе с ним читатель ощущали бы покой и защищенность.
К. непрерывно ощущал, что он заблудился или уже так далеко забрел на чужбину, как до него не забредал ни один человек, — на чужбину, где самый воздух состоял из других частиц, чем дома, где можно было задохнуться от этой отчужденности, но ничего нельзя было сделать с ее бессмысленными соблазнами — только уходить в них все глубже, теряться все больше.
Ф. Кафка. «Замок»
Контора
Кафка служил в конторе страховой компании, занимаясь изо дня в день монотонной работой. Один из механизмов воздействия на нас кафкианской прозы заключается в остроте соприкосновения невероятных сюжетов и спокойного, размеренного языка, которым они изложены, что особенно заметно в романе «Процесс», главный герой которого тоже работает в банковской конторе. Этот литературный прием похож на художественный принцип московских концептуалистов: для них обстоятельствами «конторы» была эстетическая реакция на повседневную жизнь.
Другой Кафка
В начале каждого часа работы выставки раздвигается занавес и на узкой импровизированной сцене появляется актер из студии Дмитрия Брусникина. Зрители открывают другого Кафку. Оказывается, на самом деле писатель совсем не был таким ужасающе несчастным, как мы привыкли думать. Высокий, красивый, он любил пошутить, щеголевато одеваться и приударить за дамами. Он редко употреблял алкоголь, был вегетарианцем, старался вести здоровый образ жизни. На работе Кафку ценили, регулярно повышали в должности и не уволили даже во время долгой болезни.
Такое развенчание кафкианского мифа в очередной раз напоминает нам, что будничность происходящего не отменяет и не уменьшает его трагичность, а жить и радоваться повседневности оказывается возможно на фоне любых катастроф.
Мир Кафки можно исследовать, пройдя одним из двух маршрутов, посвященных его известным произведениям «Превращение» и «Процесс». Более 100 произведений из музейных и частных собраний, представленных в экспозиции, ведут нас за собой, погружая в кафкианскую реальность.
Арт-мультипль Собрание Михаила Рызвановича
Фотографии предоставлены PR-отделом Еврейского музея и центра толерантности
Текст: Ольга Муромцева, Яна Клевцова, Анастасия Заховаева