В России начал работу первый институт цифровой стоматологии

23.08.2023

В декабре 2022 года на базе российского университета дружбы народов открылся институт цифровой стоматологии. Мы встретились с директором медицинского института РУДН Алексеем Абрамовым и руководителем ИЦС Самвелом Апресяном, чтобы узнать о первых результатах работы института и выяснить, в чем его уникальность и какова практическая польза для врачей-стоматологов

первый институт цифровой стоматологии
АЛЕКСЕЙ АБРАМОВ, доктор медицинских наук, председатель Совета деканов медицинских факультетов государственных университетов Министерства науки и высшего образования России

— Алексей Юрьевич, с чего началось создание Института цифровой стоматологии?

— Идея обучать врачей цифровой стоматологии появилась лет пять назад. Я даже помню этот момент: у нас в РУДН был День науки. Я пришел на лекцию Самвела Апресяна и обратил внимание, насколько увлеченно он рассказывал о современных технологиях, с каким интересом ординаторы воспринимали этот материал. Было понятно, что цифровое направление крайне востребовано и при этом у нас есть ученый-эксперт, который может и умеет передавать свои знания другим. Для начала мы создали учебно-клиническую базу на площадке Центра цифровой стоматологии, где Самвел Апресян как директор клиники разрешил себе как профессору учить ординаторов. Начинание развивалось, и со временем мы поняли, что готовы к созданию Института цифровой стоматологии как подразделения РУДН. Нас поддержал ректор — Олег Александрович Ястребов. И с декабря 2022 года в нашем университете появился, можно сказать, институт стоматологии будущего.

— Можно ли подвести какие-то предварительные итоги неполного года вашей работы?

— Интерес к ИЦС большой. Это объясняется и перспективностью направления, и профессионализмом команды, которую удалось собрать профессору Апресяну. Как только мы объявили об открытии, к нам перешло несколько ординаторов и аспирантов с других кафедр, постоянно звонят желающие — большое количество студентов, в том числе иностранных, хотят в дальнейшем пойти в ординатуру именно к нам. И хотя мы стартовали не с начала учебного года, сейчас у нас 15 аспирантов и 3 докторанта. В дальнейшем, в рамках федерального проекта по цифровизации, у нас также будет обучение цифровой стоматологии и студентов — с 3-го курса.

Редакция нашего издания в гостях у директора Медицинского института РУДН

Современные ординаторы и аспиранты стремятся стать не просто врачами, а специалистами с современным подходом. Сегодня выигрывает тот, кто владеет инновационными технологиями

— Безусловно, многие руководители клиник захотят работать с докторами, выпускниками ИЦС. А можете ли вы рассказать о дополнительном образовании для практикующих врачей?

— В целом по стоматологии для практикующих врачей у нас есть курсы повышения квалификации. Есть очные и заочные форматы обучения. Обычно это программы, рассчитанные либо на 36 часов, либо на 72 часа, но бывают и интенсивы — на несколько дней. Для примера: недавно прошел курс по цифровой стоматологии — шесть человек из разных городов России приехали на два дня. Среди них были врачи с большим опытом, владельцы клиник.

Важное отличие обучения именно у нас состоит в том, что врачи получают удостоверение государственного образца о повышении квалификации. У нас каждая программа одобрена ученым советом. То есть, по сравнению с учебой в частных клиниках и центрах, это совершенно другой статус.

Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков вручает профессору Апресяну почетное звание «Заслуженный изобретатель РФ»

— Цифровые технологии — это сейчас горячая тема, в чем уникальность именно вашего института?

— Действительно, словом «цифра» сейчас увлечены все, но бывает, что его используют только в наименовании компетенций, а реальных практик и навыков не дают. Когда мы говорим о нашем Институте цифровой стоматологии, здесь вы действительно попадаете в мир совершенно иных технологий. Мы комплексно обучаем подходу, который уже становится практикой в передовых клиниках, а в будущем станет стандартом. Например, пациент, обратившийся к стоматологу, с первого шага сможет увидеть, как он будет выглядеть после лечения. Это особенно важно при челюстно-лицевых операциях, при работе ортодонта, когда речь идет не только о лечении или замене зуба, но часто меняется и лицо в целом, его пропорции. Визуализация результата — это только одна из применяемых технологий. Здесь действительно лучше один раз увидеть, чем мы занимаемся, нежели перечислять наши методики и новации.

В медицинском институте РУДН сегодня учится около 7000 студентов и 3000 ординаторов. Представлены все направления, начиная с традиционных, таких как лечебное дело, и заканчивая инновационными: биомедициной, цифровой стоматологией

— По вашим оценкам, вы сейчас обучаете студентов и врачей на уровне лучших практик или пока только на пути к этому?

— Я бы сказал так: мы уже сейчас находимся на достойном уровне и активно движемся вверх. В России мы безусловные лидеры медицинского образования среди вузов Министерства образования и науки. Мы растем в международных рейтингах по медицине, вышли сейчас на 400-е место — для тех, кто знаком с системой оценок, это высокий уровень, учитывая общую конкуренцию и не самый объективный подход к оценке. Что же касается практики — за 10 лет в университете я ни разу не сталкивался с тем, чтобы дипломы наших выпускников где-то не признавали. А у нас учатся студенты и ординаторы из более чем 160 стран. И одним из критериев нашей успешности является высокий уровень российского образования, который мы предоставляем для врачей во всем мире.

В постдипломном образовании люди идут учиться к конкретному преподавателю — мастеру. У Гиппократа даже клятва врача начинается со слов об учителе: «…клянусь считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями…»

ИНСТИТУТ ЦИФРОВОЙ СТОМАТОЛОГИИ — ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КОТОРЫМ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ УЖЕ СЕГОДНЯ.

САМВЕЛ АПРЕСЯН, президент Ассоциации цифровой стоматологии, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии МИ РУДН, директор Института цифровой стоматологии МИ РУДН

Наша команда, без преувеличения, — одна из лучших в стране. Например, в нашем коллективе — профессор Александр Геннадьевич Степанов, у которого я в свое время был интерном. Мы с ним работаем со времен ассоциации, а сейчас он вместе со мной работает и в центре, и в Институте цифровой стоматологии. С самого начала мы поставили себе амбициозную задачу: стать первыми в России по цифровому направлению не только формально, начав обучение врачей инновационным технологиям, но и в плане научно-технического лидерства. И эту задачу мы на сегодняшний день успешно выполняем. За последние семь месяцев Институт цифровой стоматологии получил 16 патентов на изобретения, опубликовал более 10 научных статей, в том числе и в базе Scopus. За свои изобретения мы получили золотые медали на международном форуме HI-TECH в Санкт-Петербурге, на выставке «Архимед» в Москве, стали лауреатами премии правительства Москвы.

Получив грантовую поддержку от нашего университета, мы смогли наконец полностью завершить наш многолетний проект по разработке технологии трехмерного моделирования дефектов и аддитивного производства протезов лица. Сделали первый отечественный материал для изготовления протезов для 3D-печати и первый отечественный клей для фиксации совместно с Институтом органической химии. Совместно с брендом R.O.C.S.® мы разработали средства гигиены для профилактики и очищения 3D-протезов — то есть предложили комплексный подход и технологию для решения задач в челюстно-лицевой хирургии. Это не первый случай нашего взаимодействия: с брендом R.O.C.S.® и непосредственно со Светланой Константиновной Матело мы сотрудничаем очень плодотворно на протяжении многих лет. Презентацию этой программы мы собираемся провести в РУДН на Всероссийской конференции по стоматологии.