На юге России впервые прошел масштабный йога-фестиваль «Равновесие».
R.O.C.S.® поддержал такое важное для российского йога-сообщества событие
На девятом фестивале VIVARTE его организаторы – виолончелист Борис Андрианов (арт-директор), фонд «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых и творческие силы Государственной Третьяковской галереи – решили отдать дань Серебряному веку.
Музей посвятил выставку «Герои и современники Серебряного века» удивительной эпохе – пролетевшей как миг, ярким фейерверком, одновременно обращенной и к прошлому, и к будущему, отметившей блестящий закат XIX века и открывшей новое бурное столетие. Посетители выставки увидели работы Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова.
Но, рассказывая о главных героях художественной жизни, ставших воплощением самого понятия «Серебряный век», экспозиция уделила внимание и незаслуженно забытым или не получившим должной известности художникам-попутчикам, творчество которых не менее важно в контексте всей культуры предреволюционных лет.
Под стать выставке были организованы и музыкальные программы фестиваля, с их безграничной стилевой и жанровой широтой. Подобное многоцветие всегда отвечало концепции VIVARTE, но в особенной степени разнообразие творческих направлений и индивидуальностей, многоголосие стилей и манер, сближение музыки с другими видами искусства характерно именно для Серебряного века. На фестивале звучали и признанные шедевры классиков (Бетховена, Брамса, Франка, Глинки), чья музыка вдохновляла поэтов и драматургов Серебряного века; и произведения представителей той эпохи (Скрябина, Стравинского, Мартину, Мел Бони); и опусы наших современников, устремляющих взор в прошлое, переосмысливающих его и прогнозирующих будущее – точно так же, как это делали их предшественники столетие назад.
Открытие фестиваля стало беспрецедентным – Борис Андрианов и музыканты из Квартета имени Давида Ойстраха, а также кларнетист Никита Ваганов и пианист Сергей Давыдченко провели грандиозный концерт в трех отделениях. Прозвучали три выдающихся произведения из сокровищницы мировой камерной музыки: монументальный семичастный 14-й квартет Людвига ван Бетховена (по мнению Роберта Шумана, шедевр, «стоящий на крайней границе всего, что было достигнуто человеческим воображением»); Квинтет для кларнета и струнных Иоганнеса Брамса (изумительный романтический опус, созданный по моцартовской модели); и Квинтет для фортепиано и струнных Сезара Франка («“Страсти по Матфею” в камерной музыке», как говорил об этом сочинении Святослав Рихтер). Все это настоящее эстетическое пиршество для меломана.
Лидер Квартета имени Ойстраха, скрипач Андрей Баранов назвал программу исторической. «Исполняя эту музыку, мы словно очень много и очень долго говорили о самых сокровенных, философских вещах и обменивались на сцене своими мыслями, даже больше чувствами друг с другом и с публикой, – признался артист. – Мы прожили, как говорил Бетховен, много-много жизней, бесконечность в этой музыке. Это навсегда останется в памяти. Это прекрасный фестиваль, он проходит в такой удивительной атмосфере – это и есть искусство».
Кларнетист Никита Ваганов охарактеризовал Зал Врубеля как «место силы», оказывающее огромное влияние на интерпретацию. Он заметил, что объединение живописи и музыки на фестивале «дает невероятный вкус и приносит особые ощущения во время игры, так что даже те произведения, которые ты прежде много раз играл (как Квинтет Брамса), начинают звучать иначе. Недаром же говорят, что музыка живет во времени и пространстве, в конкретном моменте. И вот это пространство, и этот момент окрашивает здесь любую музыку в какие-то невероятные краски. Поэтому у меня фантастические ощущения».
Основу программы второго фестивального концерта составили опусы, созданные в первой четверти прошлого столетия (принадлежащие хронологически Серебряному веку), и сочинения наших современников, кто в той или иной мере обращается к наследию предшественников или же находит совершенствам, утвержденным многовековой историей музыки, новое применение. В концерте приняли участие Анна Комарова (флейта), Никита Ваганов (кларнет), Сергей Крюковцев (валторна), Родион Петров (скрипка), Анна Кошкина (виолончель), Алексей Мельников (фортепиано), Андрей Волосовский (ударные).
Фортепианные миниатюры самого яркого предреволюционного композитора в России – Александра Скрябина – играл выдающийся пианист современности Алексей Любимов, который дополнил свое выступление искрящимися концертными пьесами Михаила Глинки. Мэтр впервые принял приглашение VIVARTE и отметил, что «от таких фестивалей в музеях музыка только выигрывает. Это замечательное веление времени и замечательная интуиция музыкантов, даже можно сказать, что это их долг – организовывать исполнение музыки среди картин».
С музыкой Скрябина соседствовали Квартет Богуслава Мартину – изобретательная пьеса молодого чеха, очарованного звуками Парижа 1920-х; и отмеченная импрессионистским шармом и звукописью сюита «Лесные сцены» француженки Мел Бони, чье творчество развивалось сто лет назад вопреки жестким запретам и гендерным ограничениям. Искусство XXI века представили квинтет «Ходячий особняк» турецкого композитора и пианиста Фазыла Сая, увековечившего легендарную историю о спасении Ататюрком (великим основателем современного турецкого государства) прекрасного платана; и Трио американского саксофониста Рассела Питерсона, объединившего в своем сочинении элементы музыкальных культур Востока и Запада.
Главным героем третьего фестивального дня стал OpensoundOrchestra – молодой коллектив под руководством дирижера и скрипача Станислава Малышева, специализирующийся на современной музыке. Самым ранним произведением в программе стал «Базельский концерт» Игоря Стравинского, написанный в русле неоклассицизма в 1946 году. Сегодня это сочинение – хрестоматийная классика, как и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы в аранжировке Леонида Десятникова, для исполнения которой к OpensoundOrchestra присоединились скрипачи Михаил Фейман и Сергей Поспелов.
Включенная в программу музыка, созданная недавно, не нарушила гармонии, а укрепила ее. OpensoundOrchestra исполнил созданную специально для него композицию Владимира Мартынова «Благая весть» (для трубы с оркестром), в которой особую роль играет партия колоколов. По мысли композитора, колокол сообщает благую весть о спасении мира, а оркестр ее подхватывает. Звучала также светлая миниатюра «Встреча с другом», рожденная на свет благодаря дружбе Георгса Пелециса и Владимира Мартынова. Завершили вечер мелодии Гии Канчели для театра и кино в аранжировках Станислава Малышева; в качестве солиста в них блеснул арт-директор фестиваля VIVARTE Борис Андрианов, рассказав о своей дружбе с композитором.
Самым насыщенным стал заключительный день фестиваля – традиционный «Музыкальный променад», вобравший в себя четыре концерта на разных площадках. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи ведущая Мария Холкина и пианист Пётр Акулов рассказали о Сергее Рахманинове и его творчестве юным слушателям, затем их родители перебрались во двор, где звучали виолончель Бориса Андрианова и маримба Андрея Волосовского. Далее гостей VIVARTE музыканты принимали в новом корпусе Третьяковки на Кадашёвской набережной: сочинения Россини, Генделя, Сен-Санса, Элгара и других авторов играли Евгения Марченко (арфа), Деннис Гасанов (скрипка), Илья Пашинцев (виолончель) и Владимир Беликов (контрабас).
Кульминацией «Музыкального променада» в Новой Третьяковке на Крымском Валу стало выступление Трио Олега Аккуратова – феноменального пианиста-импровизатора, вокалиста и композитора. Его партнерами по сцене выступили контрабасист Сергей Корчагин, барабанщик Омар Саидов и юная певица Полина Стембольская. И музыканты, и слушатели испытывали удивительное ощущение праздника – и фестивального, и разлитого в воздухе вокруг – мимолетное, но запоминающееся. Его очень точно передал Олег Аккуратов: «Классно. Очень атмосферно, душевно, трепетно. На фестивале царит такое тепло. Наступило лето – настоящее лето в Москве. Люди счастливы, что послушали замечательную музыку, услышали наше трио, узнали наш репертуар. Приятно, что люди ценят джазовое искусство, ценят музыку. Это просто чудесно. Я даже картину природы какую-то почувствовал и себе нарисовал. Это как свежий воздух!».
Татьяна Давыдова