Приглашаем посетить наши стенды на XIX Сибирском стоматологическом форуме и выставке Дентал-Экспо в Красноярске.
Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» (20 октября 2022 года — 19 февраля 2023 года, Еврейский музей и центр толерантности) представляет широкий спектр художников круга Малевича — его учеников, членов объединения «УНОВИС» и коллег по работе в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУКе) в 1920−е годы
Год назад выставка «Мир как беспредметность» была показана в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге. Проект привлек к себе пристальное внимание прессы и широкой общественности, к сожалению, не только благодаря масштабам и качеству экспозиции, но также из-за получившего широкую огласку факта вандализма, совершенного одним из охранников музея. Пострадавшая картина Анны Лепорской была отреставрирована в кратчайшие сроки, а кураторам и организаторам выставочного проекта удалось обеспечить участие этой и других работ из крупнейших музеев и частных коллекций в выставке в Москве. О московской выставке и понимании русского авангарда мы беседуем с одним из кураторов «Мира как беспредметности», искусствоведом Андреем Сарабьяновым.
— Выставка в Еврейском музее пользуется большой популярностью. Мне кажется, название в этом играет не последнюю роль. Расскажите, как оно появилось.
— Название выставки многоплановое: с одной стороны, с ним ассоциируется много понятий, актуальных сегодня, с другой — это ассоциация с историей русского авангарда. «Мир как беспредметность» — это заголовок текста Малевича, который был написан в Витебске в 1920–1921 годах, но не был опубликован в России при жизни художника. Подзаголовок «Рождение нового искусства» тоже требует пояснения: мы не прослеживаем возникновение авангарда с первых его этапов, но мы показываем момент, когда авангард уже сложился как абсолютно целостное явление.
Это произошло именно в конце 1910−х — начале 1920−х годов в круге Малевича и его учеников. В Витебске, с которого мы начинаем нашу выставочную историю, супрематизм уже был осмыслен Малевичем окончательно, как мировоззренческая система.
— Экспозиция выставки в основном строится на работах начала — середины 1920−х годов, выполненных в Витебске и потом в Петрограде?
— Да, совершенно верно, кроме витебского периода, мы показываем ГИНХУК, Государственный институт художественной культуры. Это удивительное явление, подобного ему не было в мире никогда, организация, созданная художниками для научного изучения искусства. Малевич был ее директором. ГИНХУК просуществовал недолго, институт открылся в 1921−м, а в 1926−м году его закрыли. Но Малевич сделал, на мой взгляд, гениальный ход: будучи человеком авторитарным и не терпящим соперников, в Институт художественной культуры он позвал широкий круг своих коллег, которые занимались разными аспектами авангарда: Татлина, Филонова, Мансурова, Матюшина. Каждому из этих художников он дал свою мастерскую и призвал заниматься исследованием искусства, набирать учеников и, в общем, обеспечил их не только работой, но и полем деятельности в эти трудные годы, когда авангард уже подвергался гонениям.
— В этот период, который охватывает экспозиция, рядом с Малевичем были ученики, и один из них — Лев Юдин — оставил дневники, которые играют большую роль в экспозиции.
— Юдин — один из самых близких учеников Малевича. Может, сравнение будет не совсем корректное, но он был как Иоанн Богослов при Христе, мальчик, юноша, который относился к учителю с обожанием и вслушивался в каждое его слово. На всех фотографиях, где мы видим уновистов, Юдин всегда где-то рядом с Малевичем, он присутствует везде. Видно, что он очень любил своего учителя. Его дневники, которые мы опубликовали еще задолго до этого проекта, дали нам почву для выставки. Один из аспектов экспозиции — это взгляд Юдина на современное ему искусство. Лев Юдин присутствует не только как художник (в экспозиции есть его работы), но и как человек, который всегда все замечал и все записывал. На стенах можно прочитать высказывания Юдина о разных своих соучениках, о Малевиче. Они очень эмоциональные и живые, иногда резкие, иногда хвалебные, но главное — не банальные.