Стоматологу часто приходится сталкиваться с междисциплинарными проблемами, и одна из них…
ПРЕДСТАВЬТЕ: ВЫ ЛЕТИТЕ В ДОЛГОЖДАННЫЙ ОТПУСК. ВЫСОТА 10 ТЫСЯЧ МЕТРОВ, ВПЕРЕДИ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОЛЕТА, И ВДРУГ: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ ПАССАЖИРАМ, ЕСЛИ НА БОРТУ ЕСТЬ ВРАЧ, ПОЖАЛУЙСТА, НАЖМИТЕ СВОЮ КНОПКУ ВЫЗОВА!»
В голове проносится: «Должен ли я откликнуться? Стоит ли подождать, чтобы увидеть, есть ли другие добровольцы? Какая аптечка в самолете? Что если больному нужна серьезная помощь, а я не справлюсь?» Припомнив список неотложных ситуаций, делаете глубокий вдох и нажимаете кнопку вызова. Теперь вы — «пассажир-доброволец с медицинским образованием», который вступает в мир оказания неотложной медицинской помощи пациентам во время полета.
МИХАИЛ КАЧКИН,
к.в.н., научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины»
ЧТО В ВАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ
На борту всегда есть комплект медицинских средств или аптечка, содержание которой может отличаться в зависимости от количества мест в самолете.
Как правило, в распоряжении бортпроводников есть аптечки трех видов. Одной они воспользуются, чтобы самостоятельно оказать неотложную помощь пассажирам. Здесь находятся обезболивающие средства, сорбенты, препараты для снижения температуры, нормализации давления, градусники, прибор для измерения давления, кислородные маски, в некоторых случаях — дефибрилляторы.
Другие виды аптечки предназначены для экстренных ситуаций, ее могут открыть и использовать только люди с медицинским образованием. Обычно там находятся шприцы и растворы для инъекций, гормональные средства, бронхолитики. Открыв ее, старший бортпроводник составляет рапорт.
При этом бортпроводникам запрещено брать лекарства у других пассажиров для оказания помощи, если это не собственность того, кому оказывается помощь.
КТО ПОМОЖЕТ ДОБРОВОЛЬЦУ
В случае тяжелого состояния больного обязательно устанавливается связь с медицинской службой на земле. Врач на земле удаленно будет руководить действиями экипажа, консультировать врача-добровольца на борту, а командир самолета может принять решение о вынужденной посадке в ближайшем аэропорту, если посчитает, что продолжение полета небезопасно для состояния здоровья пассажира.
В некоторых компаниях действует предложение «Врач на борту». При покупке билета или при регистрации вы можете указать свою врачебную квалификацию, тогда вам будет открыт доступ к медицинским наборам на борту и информации об ответственности. При наличии таких зарегистрированных врачей экипаж может не обращаться к медслужбе на земле.
ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Права, обязанности и ответственность пассажира-добровольца, вызвавшегося оказать неотложную медицинскую помощь, регулируются действующим законодательством РФ. Однако в каждой стране есть свои законы об ответственности врачей за плохо оказанную медицинскую помощь или оставление в опасности. Более того, они есть в каждой авиакомпании, и если вы не изучаете их перед полетом, то не знаете, защищены вы или нет.
Если у врача, решившего помочь, не будет нужной квалификации, можно потерять драгоценное время. Ответственность за неверное решение лежит на авиакомпании и страховой компании пострадавшего пассажира.
В настоящее время согласно действующему в РФ законодательству медицинскую помощь оказывает не врач, а медицинское учреждение. Помощь может быть оказана врачом только в часы его работы в больнице или поликлинике. А как только врач выходит на улицу, с точки зрения законодательства он перестает быть врачом и становится обычным гражданином, который не имеет права ни на что, кроме оказания первой помощи.
Право оказывать медпомощь в любом виде имеют только те, у кого есть диплом и сертификат (свидетельство об аккредитации) — ч. 1 ст. 79 ФЗ № 323. Соответственно, все студенты и лица, находящиеся на пенсии, у которых закончилось действие сертификата, только вызывают скорую помощь.
Статья 124 («Неоказание помощи больному») говорит о том, что для врачей всех специальностей, не имеющих права оказывать скорую специализированную помощь, ответственность может наступить только за неоказание первой помощи. Статья 125 («Оставление в опасности») касается любых граждан (не медицинских работников), которые не обязаны оказывать первую помощь, но обязаны вызвать скорую помощь.
Врач может быть освобожден от уголовной ответственности, если:
а) имеет место тяжелая болезнь самого медицинского работника;
б) врач занят оказанием помощи другому, не менее тяжелому пациенту;
в) есть угроза жизни самого врача.
СТАТИСТИКА
Без учета ситуации с пандемией каждый год в мире на самолетах совершают перелеты около 2,75 млрд пассажиров. Количество медицинских неотложных состояний подсчитать непросто. По разным данным, частота варьируется от одного медицинского неотложного состояния на 604 рейса до одного медицинского неотложного состояния на 7700 пассажиров.
В одном из исследований были проанализированы основные причины чрезвычайных ситуаций на борту, потребовавших связи с землей. В 37,4% это потеря сознания или предобморочное состояние, 12,1% — проблемы с дыханием, 9,5% — тошнота и рвота, 7,7% — кардиологические симптомы, 5,8% — судороги.
Врачи отзываются на просьбы экипажа о медицинской помощи в 40–50% случаев, медсестры и другой средний медицинский персонал — в 5–25% случаев, а стюардессам приходится самостоятельно оказывать помощь почти в половине всех случаев медицинских неотложных состояний (45%).