Международный фестиваль Vivacello, который с легкой и талантливой руки Бориса Андрианова и при поддержке культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» прошел в российской столице в тринадцатый раз, подарил меломанам феерический праздник.
Год назад, когда виолончельный фестиваль VIVACELLO отмечал свое 15-летие, его организаторы задумались о том, как прекрасен этот возраст. О том, что это не только веха самоопределения, отрицания авторитетов, бунта и поиска, но и время больших надежд на долгую интересную жизнь.
В фильме, подготовленном к полукруглому юбилею фестиваля, учредитель фонда U-Art Тамаз Манашеров сказал, словно заглянув в недалекое будущее: «Хочется, чтобы фестиваль открывался надеждой и закрывался надеждой. Потому что фестиваль изнутри – как сама жизнь. Она идет и идет себе дальше, и ты понимаешь, что внутри нее могут происходить разные процессы, возникать сложности, проблемы, поиски, но, конечно, должна быть надежда, что есть продолжение».
Слова мецената, благодаря которому (и его супруге Ивете Манашеровой, президенту VIVACELLO) живет и процветает проект, стали пророческими. Борис Андрианов, арт-директор фестиваля, назвал темой 16-го выпуска в 2024 году именно надежду. Тема внезапно обозначилась сама – как результат стечения обстоятельств (о них пойдет речь ниже). Но тем важнее понимать, насколько чутко провидение улавливает наши мысли, откликается и помогает воплощать в жизнь мечты и идеи.
Открытие и закрытие VIVACELLO прошли на сцене Зала Чайковского. В приветственном слове к участникам и гостям фестиваля Борис Андрианов написал: «Мы начнем и закончим наше музыкальное послание напоминанием о главном и вечном – о смысле бытия. Тема шестнадцатого фестиваля – надежда. Она согласуется с названием премьерной пьесы, с нашей премией для молодых виолончелистов – и не только. Надежда – то, что живет в нас всегда, подпитывает, окрыляет и дарит мечты. Это свет и тепло завтрашнего дня».
Премию молодым музыкантам вручали на фестивале уже в четвертый раз – в память о трагически погибшей в 2018 году 18-летней виолончелистке Екатерине Титовой. Вспомнив о знаменитых строках Грильпальцера на могиле Шуберта («Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но еще более прекрасные надежды»), премию назвали «Большие надежды». В нынешнем году ее лауреатом стала Даниэлла Гуреева, учащаяся Гнесинской школы, после вручения награды исполнившая Элегию Форе с Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением Дмитрия Юровского.
Кстати, Дмитрий Юровский – не только востребованный дирижер, руководитель театров в Новосибирске и Красноярске, но и дипломированный виолончелист – второй раз в истории VIVACELLO не отказал себе в удовольствии взяться за инструмент. И принял участие в мировой премьере пьесы Освальдо Голихова Esperanza («Надежда»), написанной специально для фестиваля по просьбе Бориса Андрианова. Голихов переработал собственную тему любви из фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» для ансамбля виолончелей, стараясь передать «как ностальгию по исчезнувшему миру, так и надежду на новый, лучший мир».
Дмитрий Юровский второй раз в истории VIVACELLO не отказал себе в удовольствии взяться за инструмент. И принял участие в мировой премьере пьесы Освальдо Голихова Esperanza («Надежда»), написанной специально для фестиваля по просьбе Бориса Андрианова
К Борису Андрианову и Дмитрию Юровскому в ансамбле присоединились Мириам Пранди, Александр Рамм и Микаэл Самсонов. Каждый из них блеснул на открытии и в амплуа солиста – в произведениях Гайдна, Аренского и финского классика-современника Аулиса Салинена, сумевшего в гротескной композиции «Ночные танцы Дон Жуан-Кихота» сплавить воедино образы двух легендарных испанцев.
Продолжая испанскую тему, Борис Андрианов выбрал для своего сольного выступления раритет – сочинение Антона Гарсии Абриля, испанского композитора, всего три года назад ушедшего из жизни. Его Cántico de la «Pietá» (Песнопение об «Оплакивании Христа») для сопрано, органа, виолончели, смешанного хора и струнного оркестра было вдохновлено знаменитой скульптурой Микеланджело, изваявшего мертвого Иисуса Христа на коленях скорбящей Богоматери. И даже не знакомым с испанским языком слушателям было понятно по многократно звучащему в партии сопрано (Виктории Гладковой, солистки Хоровой капеллы имени А. А. Юрлова) слову Esperanza, что наряду с образом скорби для композитора и автора слов Антонио Галы был чрезвычайно важен образ надежды.
Устремленностью к «свету и теплу завтрашнего дня» первый фестивальный концерт завершился без фанфар – медленно истаивающим звуком. И именно таким апофеозом медленной музыки, глубоким раздумьем о духовных постулатах – стал и заключительный вечер фестиваля, на котором звучало всего два произведения, связанных между собой. И если VIVACELLO-2024 открылся музыкой Йозефа Гайдна – Вторым виолончельным концертом, – то музыкой Гайдна и завершился. Семь виолончелистов (Борис Андрианов, Алексей Жилин, Мария Зайцева, Анна Кошкина, Микаэл Самсонов, Сергей Словачевский и Полина Тхай) сменяли друг друга в роли солистов, исполняя с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского гайдновские «Семь последних слов Спасителя на Кресте» в версии Владимира Тонхи.
А предшествовала этому величественному опусу еще одна мировая премьера – пьеса нашего современника, московского композитора Алексея Сысоева «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна», навеянная, по словам автора, вышеупомянутым сочинением старшего из великих венских классиков. Ведущий программы Ярослав Тимофеев подчеркнул, что оба произведения – Гайдна и Сысоева – наделены способностью менять восприятие астрономического времени, останавливать его, погружать слушателя в библейские времена – без начала и конца. Пьесу Сысоева музыковед назвал «альтернативным финалом» к произведению Гайдна: у последнего музыкальное повествование в семи сонатах («чертогах разума») завершается всеразрушающим землетрясением (в соответствии с евангельским сюжетом), Сысоев же, создавая светлую, почти бестелесную музыку, возвращает нас к теме воскрешения и теме надежды – как последней ценности бренного существа. «Где умирает надежда, там возникает пустота», – говорил Леонардо да Винчи.
Там же, в Зале Чайковского, прошел самый дерзкий за всю историю фестиваля перформанс, ставший для многих гостей филармонии настоящим испытанием. Центр электроакустической музыки Московской консерватории выступил инициатором мультимедийной программы «Теория струн», названной по имени одного из прозвучавших сочинений (авторства руководителя ЦЭАМ Николая Титова) и одного из направлений теоретической физики. Он объединил звук виолончели с электронным саундом, слышимое – с видимым, уготовив публике значительную сенсорную нагрузку./
В Зале Чайковского прошел самый дерзкий за всю историю фестиваля перформанс, ставший для многих гостей филармонии настоящим испытанием. Центр электроакустической музыки Московской консерватории выступил инициатором мультимедийной программы «Теория струн». Он объединил звук виолончели с электронным саундом, слышимое – с видимым, уготовив публике значительную сенсорную нагрузку
Звучали произведения современных авторов со всех концов света. На виолончели играли традиционным способом и «препарировали» ее на столе. Из нее извлекали привычные тембровые краски и В Зале Чайковского прошел самый дерзкий за всю историю фестиваля перформанс, ставший для многих гостей филармонии настоящим испытанием. Центр электроакустической музыки Московской консерватории выступил инициатором мультимедийной программы «Теория струн». Он объединил звук виолончели с электронным саундом, слышимое – с видимым, уготовив публике значительную сенсорную нагрузку их синтезированными. Показывали в натуральном виде и мультиплицировали, подавали на фоне пейзажа и бегущей строки, щедро сопровождали играми света. Собранные вместе миниатюры могли показаться неподготовленному уху одинаково дискомфортными, хотя уровень «неблагозвучия» ощутимо варьировался.
Ключевым для понимания концепции программы стал озвученный искусственным интеллектом комментирующий текст, в котором рефреном звучала фраза «Виртуальный виолончелист следит за тобой». Борис Андрианов, проведший на сцене всю программу в VR-очках, послужил живой иллюстрацией. Программа, вызвавшая шквал самых полярных мнений у публики, однозначно войдет в историю VIVACELLO как один из самых радикальных и неоднозначных проектов, никого не оставивший равнодушным. А для виолончелистов Бориса Андрианова, Марии Зайцевой, Анной Кошкиной, Александра Рамма, Микаэла Самсонова и Василия Степанова он стал обогащающим опытом, которым с ними делились Юлия Мигунова и Ольга Дёмина, более привычные к проектам ЦЭАМ и ансамблей, исполняющих современную музыку.
Светлым радостным интермеццо в программе фестиваля VIVACELLO в 2024 году предстал концерт победителя XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, заслуженного артиста Армении Нарека Ахназаряна в ДК «Рассвет». В дуэте с пианистом Яковом Кацнельсоном (который известен как искусный мастер камерного исполнительства, чуткий и внимательный концертмейстер) он исполнил шедевры немецких классиков-романтиков (Шумана и Мендельсона), а также сочинения композиторов ХХ века (Арутюняна, Багдасаряна, Цинцадзе и Пьяццоллы), воплотивших в своем творчестве национальные музыкальные традиции.
Впервые на фестивале в этом году состоялся кинопоказ. В Мультимедиа Арт Музее демонстрировали культовый фильм «Кабинет доктора Калигари» эпохи немого кино с живым звуковым сопровождением – новой музыкой израильского композитора Юваля Готлибовича
Наконец, впервые на фестивале в этом году состоялся кинопоказ. В Мультимедиа Арт Музее демонстрировали культовый фильм «Кабинет доктора Калигари» эпохи немого кино с живым звуковым сопровождением – новой музыкой израильского композитора Юваля Готлибовича. Сам автор (альтист с международной известностью, профессор Консерватории Итальянской Швейцарии в Лугано и Высшей школы музыки Каталонии в Барселоне) приехал в Москву, чтобы впервые в России представить свою работу. К нему присоединился Борис Андрианов. Несмотря на то, что картина Роберта Вине представляет собой первый в истории фильм ужасов, страх в зале явно уступал место художественному любопытству, тем более что за сто с лишним лет человечество прошло громадный путь, изменив отношение к очень многим эстетическим (и некоторым этическим) категориям. И пусть политический подтекст, заложенный создателями фильма, современным зрителем так остро уже не считывается, картина оставляет огромный простор для раздумья, в котором есть место и надежде.
Текст: Татьяна Давыдова
Фото: Иван Новиков-Двинский, Денис Кузнецов