Гостей первого вечера фестиваля VIVARTE ждет предпремьерный показ музыкального спектакля Павла Сеплярского
26 мая в Зале Врубеля Государственной Третьяковской галереи состоялось открытие Х Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE! Фестиваль организован фондом U-Art Иветы и Тамаза Манашеровых совместно с Третьяковской галереей и при поддержке Группы компаний UNIDENT и DRC.

В программе первого концерта, посвященного художнику Виктору Борисову-Мусатову, прозвучали шедевры Рахманинова и Танеева в исполнении Андрея Баранова (скрипка), Анны Серовой (альт), Алексея Жилина (виолончель) и Андрея Коробейникова (фортепиано).
Перед началом концерта искусствовед Дарья Манучарова представила гостям фестиваля картину Борисова-Мусатова “Суд Париса”, которая впервые экспонировалась в Третьяковской галерее.
Президент VIVARTE Ивета Манашерова традиционно выступила в роли ведущей концертов фестиваля.

Традицией фестиваля камерной музыки VIVARTE стало включение в афишу клавирабенда. 27 мая вечер фортепианной музыки подарил слушателям Константин Емельянов – представитель когорты самых интересных молодых пианистов, названный критиками после выступления на XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (где он завоевал III премию) «тихой суперзвездой», от чьей игры невозможно оторваться.
В программе концерта – клавирная Сюита № 2 Рамо, «Ночной Гаспар» Равеля, три пьесы D. 946 Шуберта и Первая соната современного австралийского композитора Карла Вайна, которую называют примером «экстремального пианизма», опусом, требующим от исполнителя невероятной выносливости и концентрации, владения всеми стилями и приемами игры: от барочного portato до романтического legato и marcato Стравинского. «Я вложил в эти 20 минут все технические приемы, все средства выразительности, имевшиеся у меня для фортепиано», – говорит Вайн о своей сонате.




Второй вечер Х Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE в Зале Врубеля был посвящен художнику Карлу Брюллову, к масштабной выставке работ которого готовится Третьяковская галерея (вернисаж откроется 9 июня).
Перед началом концертной программы доктор искусствоведения Людмила Маркина представила аудитории картину Брюллова “Итальянский полдень”, уменьшенную версию (ее полноформатный вариант хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге). На выставке Брюллова эта картина экспонироваться не будет, ее показали эксклюзивно для гостей фестиваля VIVARTE и затем уберут в запасники.

28 мая в Зале Врубеля Третьяковской галереи прошел один из самых необычных концертов за всю историю Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE. Программа “Путь на Восток”, посвященная одноименной выставке Третьяковки (она уже открыта в здании на Крымском Валу), включала произведения XIX–XXI веков, связанные так или иначе с музыкальным ориентализмом.
Китайские мотивы соседствовали в программе с персидскими, казахские – с еврейскими, индийские – с кавказскими.
В концерте приняли участие скрипачи Андрей Баранов и Павел Романенко, альтистка Анна Серова, виолончелисты Алексей Жилин и Анна Кошкина, флейтистка Екатерина Корнишина, гитарист Дмитрий Илларионов, пианист Андрей Коробейников. Музыкальные номера перемежались стихами Хафиза Ширази, Рамсула Гамзатова и других авторов в исполнении выдающегося актера театра и кино, мастера художественного слова Вениамина Смехова, который также дополнял поэзию увлекательными рассказами.




Перед началом концерта доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Третьяковской галереи Игорь Смекалов представил гостям фестиваля картины Льва Крамаренко и Николая Чернышева, запечатлевшие образы Самарканда.
30 мая героями вечера, посвященного художнику Борису Кустодиеву, стали звезды мировой сцены Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель, арт-директор фестиваля) и Итамар Голан (фортепиано), которые исполнили произведения Бедржиха Сметаны, Леоша Яначека, Иоганнеса Брамса и Фрэнка Бриджа.
Перед началом концерта зрителям представили картину Бориса Кустодиева «Красная башня Троице-Сергиевской лавры» – подготовительный этюд к знаменитому «Автопортрету», заказанному галереей Уффици для собрания портретов выдающихся современных мастеров. Выставка работ художника уже открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи и будет работать до сентября.
Борис Андрианов, скрипач Никита Борисоглебский и Итамар Голан образуют изумительное трио, поистине команду мечты. В программе их концерта, посвященного русскому художнику Борису Кустодиеву, прозвучали сочинения Сметаны, Яначека, Бриджа и Брамса.

Израильский пианист Итамар Голан отказался от сольной карьеры, поняв, что камерное исполнительство ему ближе. «Каждый из артистов так или иначе обогащает меня в музыкальном плане», – объясняет он в интервью. Голан давал совместные концерты с Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым, Мартой Аргерих, аккомпанировал Барбаре Хендрикс. Уже 30 лет в должности профессора Парижской консерватории он ведет класс камерного ансамбля. И не раз выдающийся ансамблист выступал с виолончелистом Борисом Андриановым, в том числе на самом первом Международном фестивале VIVARTE, а 30 мая на юбилейном фестивале выступил вновь.
Заключительный из концертов в Зале Врубеля Третьяковской галереи в рамках Х Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE был посвящен гению места – художнику Михаилу Врубелю, в окружении работ которого все вечера звучала музыка.

Музыкальные произведения, включенные в программу концерта, отвечали той или иной картине Врубеля, а также был воспет и знаменитый камин из майолики, на котором отображен былинный сюжет о Вольге и Микуле. Пианист Яков Кацнельсон и актриса Дарья Мельникова в своем выступлении объединили текст былины и пьесы Лядова в народном духе.
Также в концерте блистали сопрано Надежда Гулицкая, скрипач Никита Борисоглебский, флейтистка Анна Комарова, альтист Павел Романенко, скрипачка Анна Панина и виолончелистка Анна Кошкина в сочинениях Ваксмана, Муке, Рахманинова, Римского-Корсакова, Рубинштейна и Черепнина.

Перед началом программы искусствовед Ирина Шуманова представила гостям фестиваля работу Врубеля «Италия. Неаполитанская ночь» – эскиз-вариант занавеса для русской частной оперы С. И. Мамонтова.
Х Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE завершился 1 июня “Музыкальным променадом” – серией концертов в один день. Первыми гостей фестиваля принимали солисты курского фольклорного ансамбля “Ларец”, которые выступили во дворе главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, где пели народные песни, плясали со зрителями, играли на кугиклах и рассказывали, из чего состоит национальный костюм курян.




Второй концерт «Музыкального променада» в заключительный день Х Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE прошел в Добром музее в Толмачах. Специальную программу для детей подготовили гитарист Дмитрий Илларионов и куратор инклюзивных проектов Третьяковской галереи Алла Орлова. Маленьких зрителей Дмитрий Илларионов познакомил с гитарой, показав, что она может передавать звуки поезда или крик чайки, а Алла Орлова показывала ребятам картины художника Мая Митурича-Хлебникова и другие рисунки, к которым музыкант создавал звуковые иллюстрации. Гости программы узнали, что музыку можно увидеть, а живопись – услышать, а затем все – и дети, и взрослые – получили акварельные карандаши и рисовали кедр под самую разнообразную музыку от Баха до современных латиноамериканских композиций.




1 июня, в День защиты детей, третий концерт «Музыкального променада» в заключительный день Х Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE прошел в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Программа, адресованная юной аудитории, вызвала неподдельный интерес и детей, и взрослых. Актер Михаил Гульдан разыгрывал сценки из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера», а участники Modern Guitar Duo Дарья Новикова и Владимир Смирнов дополняли его увлекательный рассказ американским фольклором.
Вечерний концерт “Музыкального променада”, завершивший Х Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE, 1 июня в Новой Третьяковке открывали прославленные джазмены Леонид и Николай Винцкевичи с проектом Vintskevich Jazz-Folk и фольклорный ансамбль из Курска “Ларец”.
В составе джаз-ансамбля наряду с Винцкевичами выступили арт-директор фестиваля VIVARTE Борис Андрианов (виолончель), Николай Куликов (гитара), Владимир Нестеренко (флейта), Иван Катков (контрабас) и Вартан Бабаян (барабаны).
Гостям фестиваля представили программу «Песни Черноземья» – собрание джазовых аранжировок народных песен средней полосы России (в частности, плеховского фольклора Курской области), ранее записанное на пластинку Sugar Fields («Свекольные поля»). После программы Леонид Винцкевич рассказал слушателям об этой уникальной записи, выпущенной несколько лет назад с участием Бориса Андрианова и звезд американского джаза.












Фото Евгения Евтюхова