Международный фестиваль Vivacello, который с легкой и талантливой руки Бориса Андрианова и при поддержке культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» прошел в российской столице в тринадцатый раз, подарил меломанам феерический праздник.
C 11 по 18 ноября 2024 года в Москве пройдет XVI Международный фестиваль VIVACELLO — единственный крупномасштабный проект в России, посвященный виолончельной музыке. Арт-директор фестиваля – заслуженный артист России Борис Андрианов. Организатором проекта неизменно выступает культурно-благотворительный фонд «U–Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых – известных меценатов, поддерживающих современное искусство в самых разных его проявлениях.
Пять концертов пройдут на трех столичных площадках – в Концертном зале имени П. И. Чайковского (на главной сцене Московской филармонии), ДК «Рассвет» и Мультимедиа Арт Музее. Открытие и закрытие фестиваля традиционно посвящены выступлениям виолончелистов-виртуозов с оркестром (на открытии также и с хором), 15 и 16 ноября слушателей ждут камерные вечера. Значимым акцентом на открытии станет вручение премии «Большие надежды», учрежденной на фестивале несколько лет назад для поддержки одаренной молодежи.
В числе сложившихся традиций фестиваля – заказ и исполнение новой музыки. На VIVACELLO-2024 состоятся две мировые премьеры. Первой станет на открытии фестиваля новая пьеса Esperanza («Надежда») американского композитора Освальдо Голихова в исполнении интернационального квартета виолончелистов – Бориса Андрианова, Мириам Пранди, Александра Рамма и Микаэла Самсонова. Это авторская обработка темы из фильма «Мегалополис» (2024, режиссер – Фрэнсис Форд Коппола), созданная композитором специально для VIVACELLO.
В программу концерта-открытия также вошли произведения австрийца Йозефа Гайдна, испанца Антона Гарсии Абриля, русского классика Антона Аренского и финна Аулиса Саллинена. В числе исполнителей – Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Дмитрия Юровского и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка.
Вторая мировая премьера состоится на закрытии фестиваля. Новое сочинение московского композитора Алексея Сысоева «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра, по словам автора, вдохновлено «прочтением Борисом Андриановым и ансамблем Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского гайдновского шедевра “Семь последних слов Спасителя на Кресте” в версии для виолончели и струнного оркестра Владимира Тонхи.
15 ноября в рамках VIVACELLO пройдет концерт камерной музыки в ДК «Рассвет» с участием заслуженного артиста Армении, победителя XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского Нарека Ахназаряна (виолончель) и Якова Кацнельсона (фортепиано). Дуэт исполнит в первом отделении шедевры немецких классиков-романтиков (Роберта Шумана и Феликса Мендельсона), а во втором отделении – сочинения композиторов ХХ века (Эдуарда Багдасаряна, Александра Арутюняна, Сулхана Цинцадзе и Астора Пьяццоллы), воплотивших в своем творчестве национальные музыкальные традиции.
Особым событием в рамках VIVACELLO-2024 станет 16 ноября в Концертном зале имени Чайковского первый совместный проект фестиваля с Центром электроакустической музыки Московской консерватории. Это уникальная программа «Теория струн», в которой прозвучат сочинения, созданные современными композиторами из разных стран для виолончели (или виолончельного ансамбля), электроники и видео.
17 ноября в программу фестиваля – впервые в его истории – будет включен кинопоказ: в Мультимедиа Арт Музее состоится демонстрация культового фильма «Кабинет доктора Калигари» эпохи немого кино с живым звуковым сопровождением – новой музыкой израильского композитора и альтиста Юваля Готлибовича. Саундтрек прозвучит в исполнении самого автора и Бориса Андрианова.
Международный виолончельный фестиваль впервые прошел в Москве в 2008 году. Главная идея VIVACELLO заключается во всеобъемлющем представлении виолончельного исполнительства в самых разных художественных контекстах, в сопряжении виолончельной музыки с другими видами и формами искусства, дающем уникальные творческие результаты.