Фестиваль VIVACELLO 2022: во имя жизни

01.12.2022

«Когда на тебя сваливается действительность, надо остановиться, покопаться в себе, подумать о ценностях жизни и о том, как мы ее проживаем», — говорит Борис Андрианов, автор идеи и арт-директор Международного виолончельного фестиваля VIVACELLO. Эти рассуждения навели его на мысль задать оригинальную тему нынешнему, 14−му по счету выпуску проекта.

VIVACELLO 2022

Впервые в истории фестиваля, организатором которого неизменно выступает культурно-благотворительный фонд «U-ART: ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых (в последние годы фестиваль поддерживает энергетическая компания «Юнипро»), все мероприятия были связаны единой проблематикой. В прежние годы особый ракурс фестивальным событиям придавали посвящения великим мастерам прошлого, а также различные формы культурного сотрудничества с другими странами. Новый подход продиктован новыми условиями.

Президент фестиваля  Ивета Манашерова
Президент фестиваля VIVACELLO Ивета Манашерова

VIVACELLO 2022 получил подзаголовок Vita (лат. — «жизнь»), который Борис Андрианов прокомментировал так: «Каждый год, каждый день всех нас — артистов и продюсеров, начинающих меломанов и тонких ценителей искусства — музыка возвращает к жизни и наполняет ее особым смыслом. А жизнь — это самая большая ценность, которая дается человеку один раз, и сейчас как никогда важно об этом помнить.

солист Нарек Ахназарян
«Песнь менестреля» для виолончели с оркестром Александра Глазунова, солист Нарек Ахназарян

В программах фестиваля будет звучать музыка, воспевающая жизнь, несмотря ни на что; музыка, обращенная к текстам Священного Писания; музыка, созданная наперекор судьбе; музыка, заставляющая задуматься о вечных вопросах бытия…»

Жизнь в музыкальных программах предстала пестрой чередой образов, подчас полярных, сталкивающихся в непостижимом соседстве. К примеру, на открытии собрание библейских цитат о переходе человека в мир иной, положенное на музыку Сергеем Ахуновым (Actus Tragicus), побуждало слушателя мысленно проходить весь земной путь, тщательно взвешивая каждый шаг. И тут же соприкосновение с бесхитростной мелодической красотой в миниатюрах Глазунова, Чайковского, Пьяццоллы и Вилла-Лобоса позволяло почувствовать себя просто счастливым — а значит, живым — здесь и сейчас. В виртуозных пьесах солировал гость из Армении Нарек Ахназарян, чье имя стало широко известным после его победы на XIV Международном конкурсе имени Чайковского в 2011 году. На фестиваль Бориса Андрианова он приехал в четвертый раз. «Атмосфера на VIVACELLO всегда праздничная, здесь любой концерт — праздник музыки, праздник встречи с друзьями и коллегами, а быть в круговороте музыки — это счастье», — сказал Нарек от души — так же, как и играл на сцене.

Каждый год, каждый день всех нас — артистов и продюсеров, начинающих меломанов и тонких ценителей искусства — музыка возвращает к жизни и наполняет ее особым смыслом

Композитор Сергей Ахунов, чье новое сочинение Actus Tragicus («Поминальное действо») исполнялось впервые (силами Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, дирижера Тимура Зангиева и солиста Бориса Андрианова), признался, что благодарен музыкантам за «мощный отклик»: «Я видел, что они не просто отыгрывают ноты, а переживают эту музыку, что они ее полюбили и горят ею. Это для меня очень большой подарок и одна из самых больших радостей — когда музыканты довольны музыкой. Я бы хотел, чтобы фестиваль VIVACELLO развивался — ради музыки, ради любви и ради мира, потому что мир — это то, чего я сейчас хочу больше всего».

Программа закрытия оказалась не менее контрастной. Молодая жизнь, бьющая ключом в музыке Тройного концерта (для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром) Людвига ван Бетховена, наполненная радужными надеждами и любовными восторгами, предстала полным антиподом жизни, подходящей к завершению, когда надежды и восторги уступают место разочарованию и рефлексии, а авторский взгляд устремляется в прошлое — как во Втором виолончельном концерте Дмитрия Шостаковича. Главным героем заключительного вечера стал корифей отечественной исполнительской школы, виолончелист Александр Князев, царивший на сцене оба отделения. Второй концерт Шостаковича прежде на фестивале не звучал, и исполнение Князева (с Российским национальным оркестром под управлением Дмитрия Лисса) Борис Андрианов назвал историческим.

Rastrelli Cello Quartet
«Нам всегда хотелось доказать, что на виолончели можно играть все — от старинных мадригалов до фри-джаза»
 — Rastrelli Cello Quartet

«Борис всегда делает очень интересные программы, — поделился Александр Князев после выступления. — Прекрасно, что уже в 14−й раз в Москве проводится такой фестиваль, ведь в наше непростое время культура — это то, что мы не можем и не должны потерять. Надеюсь, что это путь в будущее». Вторит мастеру и Борис Андрианов: «Бетховенский до мажор — это мост в светлое будущее. Мы завершаем нынешний фестиваль на оптимистической ноте, устремляясь в сторону юбилея, — с надеждой на мир и любовь, которые позволят нам провести 15−й VIVACELLO так, как бы нам этого хотелось. Я живу с оптимизмом, а музыка лечит и помогает».

Пусть звучит музыка, воспевающая жизнь, несмотря ни на что; музыка, созданная наперекор судьбе; музыка, заставляющая задуматься о вечных вопросах бытия…

Сольные партии в Тройном концерте наряду с Александром Князевым исполнили пианист Петр Лаул и скрипач Павел Милюков. Все трое — музыканты с совершенно разным творческим почерком, тем интереснее было наблюдать, как они ищут точки соприкосновения и взаимодей­­ствуют в ансамбле, и публика очень благожелательно оценила их мастерство. Петр Лаул поделился впечатлениями о финальной программе: «Бетховенский концерт — это светлая сторона жизни в ее самых лучших проявлениях, это весело, живо и абсолютно безоблачно, без тени печали или драмы. А Концерт Шостаковича — это первое из поздних, глубоко трагических произведений композитора, когда он уже действительно стал заглядывать за ту сторону существования… Но после таких его сочинений всегда возникает чувство очищения, просветления, и остается мысль, что все не зря и что мы продолжим жить даже в самых ужасных обстоятельствах. Как у Хармса, «жизнь победила смерть неизвестным для меня способом».

Арт-директор фестиваля Борис Андрианов
Арт-директор фестиваля Борис Андрианов поздравляет лауреата премии «Большие надежды»

Пять вечеров участники фестиваля VIVACELLO красноречиво рассказывали о том, из чего состоит человеческая жизнь.

• Из печалей и радостей, воспоминаний и грез, тревог и борьбы.

• Из «Больших надежд». Так названа премия, которую уже второй год подряд на фестивале вручают юным талантам. В нынешнем году лауреатом премии стала 14−летняя кемеровчанка, воспитанница Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Полина Тхай.

• Из встреч с друзьями и творческих порывов. На фестивале отметил юбилей уже известный завсегдатаям VIVACELLO ансамбль из Германии — Rastrelli Cello Quartet, основанный петербургскими музыкантами 20 лет назад. В Малом зале консерватории он два длинных отделения держал публику в напряжении, не давая ни на секунду заскучать или перестать изумляться: сколько же всего можно переиграть на четырех виолончелях — от русских народных песен до джазовых стандартов, от шедевров классики до хитов из саундтреков.

• Из бережно хранимых традиций, смелых новаций и их переплетения. Уже не первый год виолончель упрямо вторгается в вотчину джазменов, и это дает прелюбопытные художественные результаты. На этот раз гостей фестиваля принимал у себя — впервые — Клуб Алексея Козлова. Хедлайнером вечера выступил Большой джазовый оркестр Петра Востокова с программой, в первом блоке посвященной 100−летию истории российского джаза.

Второй блок стал увлекательным опытом творческого сотрудничества БДО и виолончелистов Бориса Андрианова, Анны Кошкиной и Александры Перловой. В частности, с участием обеих девушек прозвучала оригинальная фантазия Westory Анны Друбич, основанная на темах из знаменитого мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история».

• Из маленьких неприятностей и их преодоления; из снов, воплощающихся наяву в чудесах. Незадолго до начала фестиваля Борис Андрианов сломал палец на левой руке. Но это обстоятельство вовсе не лишило слушателей возможности слушать его игру, а лишь внесло некоторые корректировки в программу.

 Петр Востоков
Трубач и основатель Большого джазового оркестра Петр Востоков

К примеру, травма не помешала Борису исполнить сольную партию в концерте для виолончели с оркестром «Сон Иакова» Баруха Берлинера (о пастухе, узревшем во сне лестницу в небеса и самого Господа, обещающего блага ему и его потомству).

Виолончель в стенах джазового клуба — открытие, сплав бережно хранимых традиций и смелых новаций. В один из вечеров фестиваля гостей принимал Клуб Алексея Козлова

Имя современного израильского композитора впервые появилось на афишах фестиваля, и он намеревался присутствовать на премьере новой версии своего сочинения, но приехать не смог и передал со своим другом и учителем Наумом Слуцкером несколько слов москвичам: «Когда я впервые услышал игру Бориса Андрианова, звучание его виолончели проникло глубоко в мою душу и тронуло мое сердце. У нас сложились очень теплые отношения, и он стал проводником моего концерта в мир, и хотелось бы надеяться, что он будет еще не раз исполнять его… Он с большим мастерством, очень точно передает характер произведения, а каденция «Молитва» в его исполнении восходит прямо к небесам…»

Концерт в Клубе Алексея Козлова
Большой джазовый оркестр. Концерт в Клубе Алексея Козлова

• Из нестерпимых страданий, могучей силы духа, утешения в вере и торжествования над смертью.

Одним из центральных произведений Vivacello стал знаменитый опус Йозефа Гайдна «Семь слов нашего Спасителя на кресте» в малоизвестной версии профессора Гнесинской академии, виолончелиста Владимира Тонхи. В 1970−е годы он взял за основу квартетную партитуру Гайдна и переработал для виолончели (передав ей партию первой скрипки, символизирующей голос Христа) и струнных. Приглашенный Борисом Андриановым дирижер Филипп Чижевский (руководитель ансамбля Questa Musica), в свою очередь, внес ряд корректив. Со дня премьеры в 1973 году никто никогда не исполнял эту версию, и лишь недавно Борис Андрианов получил разрешение Владимира Тонхи вернуть его работу в концертную практику.

Филипп Чижевский рассказывает: «Гайдн не специально написал семь медленных частей, чтобы утомить всех или придать высказыванию философский характер. Это обостренная ситуация, попытка расширить время. Ведь когда Христос висел на кресте, каждую секунду он проживал как вечность. Поэтому медленная музыка заставляет нас перестать ощущать время как физическую величину… А тема жизни исчерпает себя, только когда этот мир прекратит свое существование, а до того момента она всегда будет актуальной. Как и тема перехода в жизнь вечную. Это великое сочинение Гайдна помогает нам понять, что каждую секунду жизнь каждого человека на земле может оборваться. Готовы ли мы предстать перед Создателем? Эта музыка — прежде всего об этом».

Коллектив Questa Musica
Коллектив Questa Musica и арт-директор
 фестиваля Борис Андрианов

Текст: Татьяна Давыдова
Фото: Евгений Евтюхов, Денис Кузнецов

Похожие публикации