«Нет в медицине более гуманной задачи, чем укрощать боль»

01.10.2021

Эти слова любит повторять своим студентам Соломон Абрамович Рабинович, заведующий кафедрой обезболивания в стоматологии МГМСУ.

Кафедра была создана 35 лет назад, чтобы внедрить в стоматологическую практику современные технологии обезболивания и оказания неотложной помощи. И с этой задачей справилась блестяще.

День рождения кафедры — 31 марта 1986 года, а своих первых слушателей она приняла 1 сентября. Инициатором создания был заведующий кафедрой, ученый с мировым именем, профессор В. Ф. Рудько, и сделал он это на базе лаборатории по борьбе с болью в стоматологии кафедры госпитальной хирургической стоматологии ММСИ. Под его руководством была написана целевая программа «Разработка, совершенствование и внедрение в практику методов борьбы с болью при лечении стоматологических заболеваний». Первым заведующим кафедрой был назначен доктор медицинских наук И. А. Шугайлов. А c 1997 года по настоящее время кафедру возглавляет заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения РФ, доктор медицинских наук, профессор С. А. Рабинович.

Именно благодаря Соломону Абрамовичу более 20 лет назад кафедра начала сотрудничать с международным профессиональным сообществом. В 2001 году российская группа по обезболиванию в стоматологии приняла участие в Х съезде Европейской федерации по развитию обезболивания в стоматологии (EFAAD), а в 2003 году была принята во всемирную организацию (IFDAS). В 2011 году впервые в истории президентом Европейской федерации по обезболиванию в стоматологии избран россиянин, профессор С. А. Рабинович. В 2012 году он же был награжден орденом Горация Уэллса (изобретателя наркоза) — высшей наградой Всемирной федерации анестезиологических стоматологических сообществ

Первый выпуск кафедры ФПДО, 1986 год

Соломон Абрамович Рабинович: «МЫ ОБУЧАЛИ ВРАЧЕЙ ОБЕЗБОЛИВАТЬ ПРЯМО НА РАБОЧИХ МЕСТАХ»

— Соломон Абрамович, расскажите, как зарождалась кафедра обезболивания?

— К этому моменту я уже окончил Иркутский медицинский институт, четыре года отработал в Абакане хирургом-стоматологом и переехал в Подмосковье. Мои учителя-врачи настаивали на том, чтобы я поступил в ММСИ на кафедру госпитальной хирургической стоматологии профессора В. Ф. Рудько. Там я и учился с 1976 по 1978 год в клинической ординатуре, и это было высшее, чему можно научиться в медицине. Увлекся обезболиванием, много занимался общественной работой. И когда было принято решение образовать кафедру анестезиологии и реаниматологии, меня туда, конечно, пригласили. Сначала — младшим ассистентом, затем стал доцентом, а в 1997 году мне было предложено кафедру возглавить. Это произошло, кстати, неожиданно. Первый наш завкафедой, И. А. Шугайлов, перешел на другую работу. И выбор пал на меня.

— Изначально ваша кафедра была создана для врачей, а не студентов?

— Да. Нашей целью было повысить квалификацию стоматологов, показать им новые технологии обезболивания и профилактики, методики. Раньше, в 70−е годы, все считали, что при лечении зубов должно быть больно. А мы решили это изменить — новыми ­препаратами, новыми технологиями. Внедряли по всей России, вместе с коллегами проехали 70 регионов. Первый выездной цикл был в Хабаровске в 1992 году. Обучали врачей прямо на рабочих местах: вместе удаляли, лечили больные зубы, показывали, как и куда вводить местные анестетики, чтобы не было больно, оставляли учебные пособия, методические рекомендации. Обучили за это время десятки тысяч врачей.

— В чем видите свой личный вклад в медицину?

— Моя докторская диссертация называлась «Современная технология местного обезболивания». Это свод знаний о современных анестетиках, способах введения растворов, новых шприцах и инъекторах, а также практическое руководство, основанное на анатомии и физиологии человека, рассказывающее о действиях врача и возможных реакциях на это пациента.

Особое внимание я уделяю тому, как лечить пациентов из группы риска, это люди, которые страдают сопутствующими заболеваниями. Сейчас это глобальная проблема. Ну и конечно, самым большим своим достижением я считаю то, что в конце 90−х удалось наладить контакт с мировым стоматологическим сообществом, занимающимся вопросами обезболивания.

— Какими достижениями кафедры вы гордитесь?

— Мы разработали технологию современного обезболивания с учетом индивидуальных особенностей пациента. Чтобы оценить эффективность обезболивания, создали технологию количественной оценки болевой чувствительности. Это позволяет понять, какое лекарство лучше применять в той или иной ситуации, какой способ введения использовать и т. д. Занимаемся изучением показаний и противопоказаний к местным анестетикам и средствам премедикации, оценкой состояния детей и взрослых перед стоматологическим вмешательством. И что важно, занимаемся обез­боливанием и лечением пациентов с сопутствующими заболеваниями.

— Ваша кафедра славится традициями, можете поделиться?

— Во-первых, уже 20 лет наша кафедра совместно со Стоматологической ассоциацией России (СТАР) проводит чемпионаты профессионального мастерства в номинации «Обезболивание и оказание неотложной помощи». Для докторов из регионов России это настоящее событие. Во-вторых, у нас на кафедре есть Музей истории обезболивания в стоматологии, в котором представлены мировые и отечественные достижения в этой области. Здесь проводятся занятия с врачами, клиническими ординаторами и студентами. Я всю жизнь собирал анестетики, ставшие экспонатами, среди них есть старинные наркозные аппараты и необычные шприцы. Есть на нашей кафедре «Бессмертный взвод» — стенд с фотографиями наших предков, участников ВОВ. Там есть и часы моего отца, пробитые пулей. Они спасли ему жизнь. Была еще одна теплая традиция — учебные заплывы по Волге на корабле — мы брали своих учеников, ординаторов, преподавателей и читали лекции прямо во время круиза. Посещаемость была стопроцентная. Утром делали зарядку, бегали по палубе, а затем останавливались в порту и читали лекции местным врачам.

Экзамен по неотложной помощи

— Что пожелаете своим студентам?

— Хочется, чтобы они воспринимали все наши идеи правильно и несли в работу гуманное отношение к пациенту. Чтобы применяли не только современные методы обезболивания, но и доброе слово. И конечно, чтобы они никому не сделали больно, ведь нет более гуманной задачи, чем укрощать боль.

Юрий Леонидович Васильев: «С КАЧЕСТВЕННОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ НАЧИНАЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ВРАЧА И ПАЦИЕНТА»

Юрий Леонидович Васильев. Доктор медицинских наук. Профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Врач-стоматолог и врач-анатом. Преподает топографическую анатомию и оперативную хирургию на русском и английском языках студентам лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. В период с 2009 по 2012 год учился вначале в клинической ординатуре, затем — в очной аспирантуре на кафедре обезболивания в стоматологии МГМСУ (ранее кафедра стоматологии общей практики и анестезиологии ФПДО). В 2012 году под руководством профессора С. А. Рабиновича защитил кандидатскую диссертацию по двум научным специальностям: «стоматология» и «анатомия человека». Вместе с профессором С. А. Рабиновичем написал более 10 книг и более 80 научных статей. Является автором оригинальной образовательной программы для врачей-стоматологов IHP Anatomy с использованием интерактивных технологий и кадавер-материала, которую проводит на базе Института анатомии в «Сколково». В ходе ее изучения врачи повторяют ­клиническую ­анатомию челюстно-­лицевой области и тренируются во всевозможных методах местного обезболивания в стоматологии.

Кафедра обезболивания в стоматологии МГМСУ, март 2021 года

— Как вы попали на кафедру обезболивания?

— Учась в университете, я увлекся профилактикой стоматологических заболеваний и до окончания состоял в научном кружке при одноименной кафедре, которой руководила профессор Э. М. Кузьмина. Вспоминаю то время с большой благодарностью за то, что Эдит Минасовна приучила делать доклады и читать лекции на память, не глядя в тексты.

Но когда пришло время поступать в ординатуру, мой выбор, тогда еще не осознанный, пал на кафедру, которой руководит Соломон Абрамович. Дни сменялись месяцами, и я все более входил в тематику кафедры, проникаясь фундаментальностью ее предмета, ведь с качественного обезболивания начинается сотрудничество врача и пациента.

Спустя время Соломон Абрамович, вероятно, выделив меня из других ординаторов, предложил поступить в аспирантуру.

В аспирантуре у каждого была своя тема: коллеги занимались пародонтальным ­обезболиванием, ­маленьким, точечным, как укус комара, но эффективно действующим для одного зуба. Я же изучал проблему проводникового обезболивания в подбородочном отделе на нижней челюсти (подбородочная анестезия, или блокада). В результате удалось сделать более эффективную модификацию ранее изобретенных способов. Сейчас этот метод врачи активно используют.

— Осознавали главный смысл своей учебы в то время?

— Лечение без боли — это задача каждого участника лечебного процесса, который происходит в кабинете врача-стоматолога. Здесь все должны стремиться к комфорту, а комфорт, как говорит Соломон Абрамович, — это эффективность, безопасность и прогнозируемость.

— За что вы больше всего благодарны кафедре?

— За встречу с учителем. Я состоялся как специалист благодаря Соломону Абрамовичу. Это огромное благо, когда у вас есть возможность взять и позвонить, спросить совета, получить сочувствие или одобрение действиям. А когда есть возможность общаться с человеком, который дал вам специальность, — это огромный подарок судьбы. И я благодарен тому, что как врач я могу позвонить и спросить: «Вот, у меня сегодня не получилось ­обезболить. Как вы думаете, где я мог ­ошибиться?»

Желаю, чтобы у каждого врача-стоматолога был такой наставник.

Лечение без боли — это задача каждого участника процесса, который происходит в кабинете стоматолога

ВКЛАД КАФЕДРЫ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ МГМСУ В НАУКУ

1. Разработана современная концепция местной анестезии, при которой отдельные компоненты объединены в целостные технологии, обеспечивающие высокую эффективность, безопасность и прогнозируемость местного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике.

2. Проведение объективной количественной оценки эффективности и особенностей действия новых методов и средств для премедикации и местной анестезии позволило усовершенствовать показания и противо­показания к их применению в стоматологической практике.

3. Проведена клинико-физиологическая оценка эффективности современных средств для обезболивания и премедикации у пациентов с факторами риска, что позволило усовершенствовать методы диагностики и лечения неотложных состояний при стоматологических вмешательствах.

4. Разработаны и созданы новые аппаратно-программные средства для оценки болевой чувствительности и эффективности обезболивания.

5. Разработаны и усовершенствованы методы экспресс-оценки состояния детей перед стоматологическим вмешательством и методы седативной аналгезии у детей